Эксперт НАРХСИ рассказала о своей работе и о том, как пришла в преподавание
Расскажите, пожалуйста, как вы пришли в сферу строительства, почему выбрали именно это направление?
— Мой дедушка архитектор, отец строитель. А мама преподаватель, педагог начальных классов. И можно сказать, что я объединила в себе и строительную деятельность, и преподавательскую.
Конечно, когда я заканчивала 11 класс, я планировала выбрать совершенно другое направление. Рассматривала экологию, нефтегазовую сферу. Я родилась и выросла в Астраханской области, и у выпускников моего года самым популярным направлением была как раз нефтегазовая отрасль. Но папа посоветовал попробовать строительство. Это направление, которое перспективно и в котором ты всегда сможешь себя прокормить. Я прислушалась и поступила в строительный вуз, хотя техническая сфера казалась мне очень сложной.
Были ли у вас позднее сомнения в выборе?
— Нет, никогда. Учиться было сложно, но интересно. Мы проходили практику в реальных строительных компаниях, видели изнутри все процессы. Практически все мои одногруппники теперь работают по специальности. И я тоже уже 15 лет работаю в сфере строительства и образования.
Когда вы были студенткой, где вы проходили практику?
— Часть практики я проходила на работе у своего папы. Он занимался эксплуатацией и монтажом газовых трубопроводов, газового оборудования. А моей специализацией как раз было теплогазоснабжение и вентиляция.
На более старших курсах я проходила практику непосредственно в строительных компаниях Астрахани. Например, на строительстве кирпичного завода. Там мы изучали технологию производства кирпича, его сушку, складирование. Нам все это подробно объясняли, показывали приборы, оборудование, знакомили с монтажными работами. Также у нас было очень много экскурсий на строящиеся объекты.
Почему вы выбрали именно такую специализацию?
— Опять же, мне порекомендовал ее папа. Он работал в газовой сфере и посоветовал мне свою кафедру. Тогда это было не очень популярное направление, желающих было мало. Особенно девушек — их на моем курсе было всего шестеро.
Расскажите, пожалуйста, как началась ваша преподавательская деятельность?
— Когда я заканчивала обучение, заведующий кафедрой профессор Филин Виктор Андреевич предложил мне должность лаборанта. Я начала работать, а после защиты осталась в моем вузе в качестве ассистента. Я проводила практические, лабораторные работы. Так начался мой путь в образовании.
Затем я поступила в аспирантуру и успешно ее окончила. И за 10 лет прошла путь от лаборанта до заведующей кафедрой инженерных систем и экологии.
Вы занимаетесь только научной и преподавательской работой или также ведете практическую деятельность?
— Да, конечно, у меня есть практический опыт. Я уходила из образования, чтобы попробовать себя в сфере ЖКХ. Работала заместителем начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства в Министерстве строительства. Я занималась расчетом топлива для котельного оборудования в муниципалитетах, разработкой различной документацией по капитальному ремонту. Работала с обращениями граждан.
Параллельно я занималась работой в сфере строительно-судебной экспертизы. Это крайне интересное направление, которым я продолжаю заниматься и сейчас.
А какие задачи вы выполняли в строительно-судебной экспертизе?
— Я работала от центра судебной экспертизы. По заказу различных муниципалитетов мы выезжали на объекты, выявляли несоответствия в строительной и проектной документации, оформляли заключения. Бывали и другие ситуации — например, если происходило подтопление, мы определяли его причины. Или получали обращения от собственников жилья, которые сообщали о нарушениях в строительстве. При необходимости я выезжала на судебные заседания и выступала как эксперт по ряду вопросов.
Эта сфера деятельности не только очень хорошо оплачивается, но и позволяет увидеть реальные проблемы, с которыми сталкиваются собственники, администрация. Также в ней много направлений развития — и работа с различными приборами, и информационные технологии.
Как вы оцениваете ситуацию в строительной сфере на данный момент? Насколько перспективна работа в строительстве?
— Несмотря на санкции, строительная сфера остается одной из самых стабильных. Более того, я отмечаю и увеличение количества вакансий. Даже для неопытных специалистов есть отличные возможности. Многие компании готовы выделять наставников, проводить обучение. В 2023 году около 40% организаций планируют повышать зарплаты своим сотрудникам. Для начинающих специалистов зарплатная вилка достаточно хорошая, не говоря уже об опытных. Практически 90% моих выпускников остаются в строительстве и продолжают развиваться в этой сфере.
Когда вы учились, в вашей группе было мало девушек. Изменилось ли это сейчас? Стало ли больше девушек идти в строительство?
— Пока не сильно. Все-таки девушек по-прежнему немного. Иногда я спрашиваю у студенток, с чем был связан их выбор профессии. Многие говорят, что настояли родители. Сами девушки часто думают, что эта отрасль скучная. Кто-то считает, что работа в сфере строительства грязная, особенно если мы говорим о водоснабжении. Не все знают, что в основном мы занимаемся проектированием, расчетами, работаем в программах, и ни в какие канализации нам спускаться не нужно.
А какие еще стереотипы о строительстве вы встречаете?
— Многие думают, что это сложно. Нужно хорошо знать математику, физику. Да, конечно, эти знания необходимы. Но это база для любого технического направления. Вручную сейчас считать ничего не нужно. Есть очень много программ, которые облегчают нам работу. И их освоение не требует каких-то глубоких знаний в области информационных технологий.
А вот что необходимо, так это soft skills — умение взаимодействовать с коллективом, экономистами, сметным отделом, проектировщиками, заказчиками. Коммуникабельность в этой профессии тоже очень важна. И, конечно, необходима самостоятельность.
Расскажите, пожалуйста, о вашей работе в НАРХСИ. На каких курсах вы преподаете?
— В НАРХСИ я пришла в 2021 году. Я веду много дисциплин, мои направления — сметное дело, возведение зданий, строительство и архитектура. Преподаю инженерные сети, оборудование, материаловедение, строительную физику.
Проверяете ли вы практические задания?
— Практические задания я проверяю по всем дисциплинам, которые веду. В основном это задания расчетного характера. Например, посчитать гидравлику. Для этого даем небольшой кусочек схемы, рассказываем, какие приложения и нормативные документы нужно посмотреть. С такими задачами я постоянно сталкиваюсь в судебной практике. Обучающимся необходимо научиться работать с нормативной документацией, уметь ей пользоваться.
А могут ли Слушатели встретиться с вами на вебинарах?
— Практически каждый месяц я провожу вебинары, мне это очень интересно. Мне нравится делиться своими знаниями из практики строительной экспертизы, знаниями законодательной базы, новых стандартов в сфере строительного материаловедения. Я постоянно слежу за новинками в отечественном и зарубежном материаловедении, изучаю, какие новые программы выходят. Этими сведениями я делюсь с нашими Слушателями и всегда стараюсь актуализировать информацию на сайте.
Как вы оцениваете уровень знаний наших Слушателей?
— Очень высоко. Это видно и по работам, и по тем вопросам, которые они задают. Многие уже имеют опыт, но получают дополнительное образование, чтобы повысить уровень своих компетенций. А этот уровень уже и так достаточно высокий. Чувствуется, что люди уже длительное время в строительстве и хорошо владеют технологиями, методами. У некоторых такой колоссальный багаж знаний, что мне самой есть чему поучиться у них. Очень люблю общаться с такими Слушателями, обмениваться мнениями.
Поделитесь этой новостью в социальной сети!